Начало пути в глубь страны. Часть 3

Никольскую церковь после сооружения Покровской перенесли в село Велени возле Лудоней, где она и развалилась. Нынешняя церковь в Павах построена местным барином Дмитрием Крекшиным. Она вполне традиционна для своего времени (восьмерик на четверике), без особых изысков, но очень хороша в своей простоте. Краеведы пишут, что она сохранилась в первоначальном виде, но из епархиальных источников известно, что колокольня была в четыре этажа, теперь мы видим только три. Церковь числится памятником федерального значения, но особых денег это ей не приносит — хотя особых повреждений на здании не видно, оно явно нуждается если не в реставрации, то хотя бы в косметическом ремонте, потому что на стенах следы протечек, штукатурка ободрана.

До революции в храме было довольно много старинных икон и церковной утвари, и остается только догадываться, куда это все девалось. Возле кладбищенской ограды сохранилась и часовенка. Село очень старое, промышлявшее в ос-новном не рожью и не репой, а льном, который славился до самого Порхова.

В Павах была и школа, которую основал, как ни странно, простой солдат Савелий Тимофеев из Задунайского полка графа Румянцева. Полк стоял в Павах в 40-х годах XIX века и приобщил местное население к цивилизации, в частности к грамоте. Потом школа трансформировалась в земскую, здание которой, руинированное, до сих пор стоит на холме за кладбищем.

В Павах дорога на Порхов раздваивается и бежит на юг двумя рукавами, соединяясь у деревни Кокорево. Западный проходит по более живописной холмистой местности, через старинные деревни, кроме того, там неподалеку знаменитая Никандрова пустынь — монастырь с целебными источниками.

Дорога — местами грейдер, местами очень разбитый асфальт. Поэтому мы двинемся по восточному шоссе, а Никандрову пустынь оставим на следующий раз. После нескольких небольших, но очень красивых деревень на пути оказывается село Боровичи (не путать с новгородскими!

). Здесь мы повернем налево, на село Опоки, где стоит довольно любопытная церковь на высоком берегу Шелони.

августа 30, 2013 | Строительные проблемы



Комметирование закрыто.